ЧТО ТАКОЕ МАСОНСТВО?

Меня спросили, что есть масонство? Вопрос задан некорректно. Здесь напрашиваются аналогии, что такое вода, земля, воздух, жизнь, и многое другое, что нельзя охватить краткой формулировкой. 

Итак, давайте поразмыслим над этим вопросом вместе, оперируя общеизвестными фактами.

Что мы знаем о масонстве? Читая популярные и всем известные издания, мы можем прочесть набор стереотипных фраз о том, что масонство является закрытым (тайным) сообществом людей, которые преследуют свои, только им понятные цели. Ещё можно понять, что при вступлении в это общество проводятся «странные» ритуалы, в которых на соискателей одевают маски, чтобы не видеть того, что происходит вокруг. Также известно, что на собраниях, люди носят шпаги, перчатки и странную одежду. Почти все авторы говорят, что во время этих ритуалов приносятся клятвы. Что ещё? Дальше пишут всё, что кому в голову взбредёт, и уже после этих, вполне доступных начальных сведений, начинается, так сказать, битва вымысла со здравым смыслом.

Я не ставлю здесь цели раскрывать, где правда, а где ложь, так как на каждый аргумент, может быть приведён контраргумент, и каждая грань задаваемого вами вопроса может быть рассмотрена через призму множества мнений, зачастую не совпадающих с нашими взглядами.

Многие столетия, (а это уже неоспоримый факт), масонами являлись люди самых разных слоёв общества, от императоров, до простых ремесленников, самых разных вероисповеданий, от единобожников, до язычников, людей самых разных национальностей и общественного положения. Что приводит людей в это сообщество, как они туда попадают, и что их объединяет, - вот краткое содержание моей статьи.

Так, что же на самом деле есть масонство? Это действительно тайное общество, объединённое в орден, у которого свои, только ему ведомые цели и задачи. По этой теме написаны сотни тысяч книг, где этот орден рассматривается как с позитивной, так и с негативной стороны. О нём писали как друзья, так и враги, и ещё писали совершенно несведущие люди, которые выдумывали кошмары и страхи в стиле Стивена Кинга, и приписывали их действиям людей этого сообщества. В результате возникла чудовищная путаница и смешение различных взглядов, начиная с тех, что в ложах работают Мастера (Светлые Ангелы), кончая теми, что там - же работают приспешники Сатаны.

Опираясь на историю, мы знаем, что орден возник в 16 веке в Шотландии, откуда перекочевал сначала в Англию, а затем во Францию, а после распространился по всей Европе и Америке. В 17 веке масонские ложи уже работали в России, а с 19-го уже практически во всём мире. Ещё известно, что сильные мира сего, то заигрывали с орденом, то жестоко его подавляли, запрещая его деятельность на своих территориях.

И тут я снова задаю тот – же вопрос, что есть масонство? Я не имею возможности открывать тайны, которые окутывают работы масонов в ложах, и личные тайны членов этого ордена, но могу сказать, что правду от вымысла сможет отличить только тот, кто видел эти работы и знает, что на них происходит.

В эзотерической литературе мы можем прочесть, что сообщества мужчин, которые собирались вместе, и в режиме секретности проводили совместные беседы, ведут свои истоки со времён древних Греции и Египта. Эти сообщества в закрытых собраниях обсуждали вопросы политики, науки, бытовые и экономические вопросы, ставили себе цели и задачи, которые сами и выполняли. Ни владыки тех стран, ни тайная полиция не имели рычагов влияния в этих структурах, и власть этих сообществ являлась тайной властью, и «третьей» силой в обществе. Эти люди могли объективно оценить процессы, происходящие в местах их собраний, обуздывать тиранию, оказывать помощь нуждающимся, поддерживать справедливые социальные тенденции в обществе. Понятно, что в века тирании, такие люди рисковали не только своей жизнью и имуществом, но также и жизнью родных и близких людей. Поэтому, перед богами и друг другом они клялись хранить свои тайны и секреты, не выдавать друг друга.

В средневековой Европе, когда любое инакомыслие жесточайшим образом подавлялось церковью, а тайна исповеди, подчас являлась предметом спекуляции, необходимость в таких сообществах была особенно велика. Люди боялись говорить друг другу многие вещи, зная, что в случае доноса последуют пытки и костёр. Такая судьба постигла и рыцарский орден Тамплиеров. В начале 14-го века большую часть руководителей ордена схватили, жестоко пытали, выбивая показания связей с Сатаной, а затем судили церковным судом и казнили разными способами. Но дело Тамплиеров не погибло. Те сокровенные знания, которые этот орден получил в Палестине при раскопках храма Соломона, не смогли быть уничтожены, так же, как и немногие, чудом спасшиеся и бежавшие в Шотландию рыцари ордена. Там, вдали от пристального надзора церкви, в суровых условиях, межклановых войн, были возрождены старинные обряды, восстановлены ритуалы, и образованы первые тайные общественные объединения, которые впоследствии стали носить название Вольные Каменщики.

Единственное, что я могу добавить, обращаясь к разуму и здравому смыслу читающих эти строки, - то, что множество уже умерших людей, получивших самый высокий статус в обществе, (президенты, императоры, полководцы, писатели и поэты, музыканты и композиторы, великие художники и архитекторы, меценаты и изобретатели) были масонами. Даже краткое перечисление их имён, показывает, что эти люди являются той квинтэссенцией общества, без которых наша история стала бы намного бедней и невзрачней.

Что же объединило их всех? И здесь легко предугадывается ответ, - порядочность, интеллигентность, честь и верность своим идеалам, которые близки к идеалам лучших представителей человечества в целом.

(Первый Досточтимы Мастер Достопочтенной Ложи «Москва», Брат С. И.)

Обработанный камень. Символ труда и совершенства



ИЗ ИСТОРИИ МАСОНСТВА

Легендарная история масонства доводит братство у одних писателей — до Адама, у других — до построения Храма Соломона; более скромные исследователи находили корни масонства у пифагорейцев, ессеев, первых христиан или тамплиеров.

Лишь в середине XIX века Клосс впервые вполне определённо указал на то, что масонский союз возник из братства вольных каменщиков или средневековых строительных артелей. Самые ранние свидетельства о существовании свободной строительной артели в средневековой Европе относятся к 643 году, её упоминают эдикты лангобардского короля Ротари.

В эпоху готики возведение громадных церковных зданий длилось целые столетия, в течение которых рабочие и художники, поселявшиеся близ построек (их инструменты хранились в особых бараках, англ. Lodge), постепенно вступали в тесное общение. Эти сообщества с течением времени приняли цеховую организацию: были выработаны правила касательно отношений между членами, приёма новых товарищей, разрешения возникавших между сочленами споров и прочее. Вместе с тем был установлен известный церемониал на разные случаи товарищеской жизни. Цеховая организация строительных работ, безусловно, была присуща и возведению соборов Англии, где каменотёсы получили в официальных актах наименование Freemason, Free-Stone- Mason.

Обстоятельства возникновения строительных лож в Англии весьма темны. В частности, весьма сомнительной представляется хартия 926 года, дарованная якобы королём Этельстаном свободным каменщикам Йорка, с которой было принято начинать историю строительных артелей в Англии. В современной масонской литературе указывают около 20 манускриптов со специфическими масонскими текстами, относящимися к раннему периоду. Старейший из них датируется XIV веком; это — поэма «Regius», манускрипт с текстом которой был найден в Старой королевской библиотеке в Британском музее в 1830-х годах. В течение XVII века строительные товарищества в Европе стали быстро приходить в упадок и к началу XVIII века почти перестали существовать вместе с прекращением возведения готических соборов.

Новому процветанию английских лож способствовало то обстоятельство, что с конца XVI века туда стали получать доступ и лица, не принадлежавшие к строительному цеху — так называемые «сторонние каменщики», богатые и учёные люди, внёсшие с собой в ложи прогрессивный элемент. Первым из них следует назвать лондонского антиквара Элиаса Эшмола, о его вступлении 16 октября 1646 года в одну из лож в Уоррингтоне, Ланкшир, сохранилась запись в его дневнике.

В последние годы XVII столетия в ложу вступил Вильгельм III Оранский, из-за чего ремесло каменщиков получило название королевского искусства. Вероятно, именно тогда у просвещённых сторонних каменщиков зародилась мысль воспользоваться оболочкой строительных товариществ, являвшихся в некоторых отношениях филантропическими учреждениями, и, вдохнув в неё новую жизнь, создать новое дело всечеловеческой любви




ЧЕМ МАСОНСТВО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ ОБЩЕСТВ?

Есть два мира — мир вольных каменщиков (масонов) и внешний мир.
Граница между ними проходит по границе Храма.

Масонство ВВФ имеет целью поиск истины, изучение морали и практику солидарности. Поэтому власть даётся только для надлежащего исполнения обязанностей и не служит подчинению других братьев.

В мире масонов все называют друг друга братьями и считают друг друга братьями.

У нас нет споров, потому что в споре одна сторона старается опровергнуть мнение другой стороны. Мы руководствуемся словами Антуана дё Сент-Экзюпери: «Брат мой, если ты отличаешься от меня, но ты меня не подавляешь, то ты меня обогащаешь». У нас запрещено оспаривать мнение брата. Можно лишь высказывать своё мнение и есть обязанность слушать и СЛЫШАТЬ брата. Мнение формируется лишь внутри тебя на основании собственного мнения, понимания и осмысления мнений других братьев. И ты не ОБЯЗАН менять своё мнение, ты только сам МОЖЕШЬ поменять своё мнение или остаться при прежнем мнении. У нас нет единомыслия. Каждый имеет право и возможность высказаться и быть услышанным, при этом он не будет осмеян, уязвлён или ущемлён. Это право высказаться ограничено только запретом подавления других братьев и их мнений, а также принятыми масонскими обычаями и регулирующими дискуссию правилами. Нет понятия «подавляющего большинства».

Поэтому у нас нет вражды, а если она есть, то это влияние внешнего мира, которое не должно проникать в Храм, и мы стараемся победить эту вражду нашими методами. За горячность у нас критикуют, всегда очень корректно, уважительно, и за такую критику у нас принято благодарить, потому что это изгоняет тень внешнего мира из наших душ, это братская помощь, а не враждебность. У нас могут встретиться друг с другом люди, которые являются врагами во внешнем мире, за счёт масонского способа общения они могут найти общий язык и либо помириться, либо хотя бы понять друг друга и дальше самим решать, что с этим делать.

У нас нет неравенства. В масонстве практикуется полное равенство прав между членами Ложи и послушания, за исключением некоторого ограничения прав в младших масонских степенях. Масонские степени означают лишь степень продвижения на пути к Истинному Свету, а офицерские должности - всегда временны. Ни деньги, ни власть, ни другие отличия, имеющиеся между братьями во внешем мире, не имеют значения внутри Храма. Поэтому нет никакого влияния различий между братьями во внешнем мире на обсуждения, ведущиеся в Храме, и на отношения между братьями.

Должности в масонском мире — это не права, а обязанности перед братьями. Власть даётся исключительно для эффективности работы Ложи и не даёт каких-либо привилегий, и любой Офицер, каков бы ни был его ранг, имеет обязанности. Обязанность бдительно соблюдать Конституцию Ордена, регламент и ритуал. Обязанность исполнять работу в той офицерской должности, на которую его избрали, когда сочли достойным. Так, примером самых достойных братьев, формируется уважительное отношение к труду и ответственное отношение к другим братьям.




ЧЕМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ МАСОНСТВО?

У нас нет места амбициям и стремлению к власти.

Масонство ВВФ имеет целью поиск истины, изучение морали и практику солидарности. Поэтому власть даётся только для надлежащего исполнения обязанностей и не служит подчинению других братьев.

Масонство ВВФ не является политической или религиозной огранизацией.

У нас запрещены дискуссии о политике и религии, которые могут посеять раздор между братьями. Главенствует принцип терпимости (толерантности), позволяющий каждому брату иметь любые политические убеждения, за исключением экстремистских и человеконенавистнических. Братья могут исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Важно только, что они люди одухотворённые, имеющие внутренний нравственный закон.

Масонство ВВФ не является сектой.

Нашей целью является свободное самосовершенствование членов Ордена, а не выработка главенствующей доктрины (догмы) и навязывание её своим членам. ВВФ отказался от любых догматических утверждений. ВВФ запрещает подавление воли своих членов и навязывание им какого-либо мнения.

Масонство ВВФ не является группой для оккультных занятий (спиритизм, хиромантия и т.д.).

Наш метод работы — соединение научных знаний и духовных устремлений для самосовершенствования. Наши ритуалы предназначены для создания и поддержания атмосферы братского единства, свободной и открытой дискуссии, раскрытия, раскрепощения и развития духовных и интеллектуальных возможностей членов Ордена. Никому не запрещается, конечно, практиковать любые духовные практики, если они не подавляют других и не наносят вреда Природе и Человеку, но это не является целью или методом Ордена.

Масонство ВВФ не является лоббистской организацией.

Мы не имеем скрытых целей, которые требуется навязывать обществу через политическое влияние. ВВФ высказывается только по социальным и общественно значимым вопросам, и обращается при этом открыто ко всему обществу и ко всем политическим силам. Позиция по этим вопросам вырабатывается в демократичной и открытой для всех членов Ордена дискуссии, через обсуждение общих для Ордена тем для размышления.

Масонство ВВФ не является клубом по интересам.

У нас установлены внутренние правила, выработанные веками, устанавливающие дисциплину работ и методы формирования новых членов Ордена. Дискуссии, которые мы ведём, предназначены для самосовершенствования членов Ордена, а не для установления и навязывания некоей всеобщей истины, и не ограничены рамками какой-либо одной темы или направления.

Масонство ВВФ не является элитным клубом для завязывания «полезных знакомств» и чтобы встречаться с «влиятельными людьми».

ВВФ не накладывает ограничений на благосостояние и связи своих членов. Нет никаких предпочтений по этим критериям при приёме в Орден. Никто не обязан оказывать материальную помощь другим членам Ордена, за исключением солидарности в беде. Конечно, братья могут помогать друг другу, если захотят, но никого нельзя принудить к этому. Так что, если такое случается, это следствие хороших человеческих отношений между членами Ордена, а не политики Ордена в целом. Злоупотребление братскими чувствами для своей выгоды — один из тягчайших проступков для члена Ордена.

Масонство ВВФ не является бизнесом.

Мы не используем Орден для зарабатывания денег. Все средства, которыми мы располагаем, предназначены исключительно для благотворительности, братской взаимопомощи и обеспечения деятельности и развития Ордена.